Надеюсь, вы помните, как закреплять нужное вам поведение. Одобряя его. Как можно быстрее. Одобрением может быть: улыбка, слово, жест, поглаживание/ласка, что-нибудь вкусное(это чаще всего для животных). Одна оговорка – так можно закрепить поведение, если это поведение простое.
А как, «воспитать» творчество? Или, креативность?
За ответом обратимся к одному из величайших ученых прошлого века, Грегори Бейтсону. В своей книге «Экология разума» он описывал опыт, который наблюдал, работая в дельфинарии. Почему исследователь вопросов социализации, лингвистики, и кибернетики работал в дельфинарии? Потому, что дельфины являются наиболее близкими нам по развитию млекопитающими на планете.
В первую очередь, самку дельфина (Steno brendanesis) научили воспринимать свисток тренера как “вторичное подкрепление”. Т.е. приучили к тому, что каждый раз, когда она слышит свисток, она получает пищу.
Несколько комментариев:
Это было сделано потому, что давать пищу дельфину сразу после выполения трюка, затруднительно, ведь иногда, завершая трюк над водой, он под тяжестью собственного веса уходит под воду. А одобрять (или, если хотите, закреплять) вырабатываемое поведение нужно мгновенно. Потому, что выдача пищи будет связываться именно с тем действием, которое дрессируемый сделал прямо перед одобрением.
Поэтому одобрение с опозданием – это самая распространенная ошибка дрессировщика. К примеру, собака ложится, но к тому моменту, пока дрессировщик произносит: “молодец”, пес опять сидит. За что, решит собака, ее одобряют? За то, что села. В итоге, закреплялось НЕ нужное поведение.
В человеческих отношениях эта ошибка видна особенно ярко. Сравните, что лучше воспринимается – “С утра ты отлично выглядела”, и «Как ты СЕЙЧАС отлично выглядишь». Чувствуете разницу? Более того, есть шансы, что запоздалое одобрение получится даже вредным, вызвав вопрос “А сейчас, я что, выгляжу плохо?”). Запомните, как бы вы не одобряли, сделать это вовремя крайне важно.
Итак, было создано вторичное подкрепление, и после каждого свистка дельфин ждал пищу. Грегори Бейтсон наблюдал, как тренер обучал дельфина разным движениям. Сперва, если дельфин к примеру, подпрыгивал над поверхностью воды, тренер свистел и кидал дельфину кусок пищи в качестве награды. Как правило, это была рыбка.
Всякий раз, когда дельфин воспроизводил это движение, тренер свистел а затем кидал пищу. Быстро, дельфин усвоил, какое движение приносит вкусное одобрение тренера. Поэтому, дельфин начал воспроизводить его раз за разом выныривая возле тренера в за наградой.
Обман? Разочарование? Или, новый этап обучения?
Но на следующий день когда дельфин повторил свое подпрыгивание над поверхностью воды, и снова приплыл за рыбкой, подкрепления не последовало. Он снова повторил свое подпрыгивание, и снова безрезультатно. Он повторял это опять и опять, пока случайно не совершал какой-то новый финт, нужный тренеру. В этот момент тренер снова свистел в свой свисток, и дельфин получал пищу.
С этого момента каждый раз, когда дельфин делал этот финт, он подкреплялся пищей. При этом, он не получал ничего, за освоенный им на трюк на прошлом уроке.
Так продолжалось в течении 2х недель. Каждый день, дельфин повторял выученный накануне трюк, и не получал за него награды. И только когда он показывал что-то такое, чего до этого нед было, он получал свою рыбу.
Это сильно нервировало дельфина в самом начале. Но в конце концов, он как будто «понял» чего от него хотели. И начал показывать удивительные номера, в которых было много не повторявшихся до этого трюков. Для него открылись настоящие правила игры – “не повторяйся”!
Крайне важный момент:
Во время всего процесса обучения, Грегори Бэйтсон видел, что тренер иногда кидал рыбу дельфину и в НЕ учебное время. Тогда, когда подкреплять было нечего.
Тренер обьяснил это так: “Мне очень важны наши отличные отношения с дельфином. Таким образом я их поддерживаю. Без них, он не будет у меня вообще ничему учиться”.
Хвалите/одобряйте/подкрепляйте и просто так. Без хороших отношений не будет хорошего воздействия.
Понравилась статья? Добавьте комментарий!
Один комментарий