“Вы уже приняли решение до того, как осознали его” – говорят популяризоторы психологии. Мол, моторные области коры мозга активируется раньше, чем когнитивные. Т.е. сначала решение принимается, и только спустя какой-то промежуток времени осознается. И сознание лишь объясняет то, что возникло из бессознательного. Это частично верно. Но отсюда растут соблазны внушить-влиять на действия другого человека, и вообще встает вопрос о свободе воли. Существует ли Я принимающее решения, или это все набор рефлексов-привычек и чужих влияний?
В реальности я не знаю как все сложнее. Условно, есть 3 пути от стимула к реакции. Сверхбыстрый – “биологический”, с которым рождаемся (или осваиваем в первые годы жизни ). Отдергивание руки от горячего, зажмуривание на яркий свет, группировка при падении и пр. Их задача – выдать быстрые реакции в случае непосредственной опасности, плюс подготовить мышцы к потенциально необходимому действию, потому что это требует времени. В стрессовых ситуациях, мы действительно принимаем решение раньше, чем осознаем его.
Инстикты можно изменять, если вы учитесь, например, нырянию на длинной задержке дыхания, свободному падению с парашютом или экстремальной езде. Потребуется много повторений и тренер, это, по сути, дрессировка себя. Может быть опасным, т.к. отключается предохранитель, миллионы лет спасавший наших предков.
Второй путь – условно “социально-эмоциональный” – путь типовых, выученных за время жизни навыков и реакций. То, как люди вокруг повлияли на вас. Этот путь во многом формируется в детстве, т.к. это время интенсивного обучения “с чистого листа”. То, что случается “по привычке”.
- чувствовать себя виноватым от укоризненного взгляда,
- обрывать разговор (или отношения) если возникли сложности,
- продолжать мысленный диалог с человеком даже через месяцы после расставания.
Есть гипотеза, что в какой-то давний момент такая реакция помогла, позже стала привычной и так закрепилась. Так, например, закрепляется навык вождения автомобиля. Удобно, ведь, водить не задумаясь. Чуть менее удобно не задумываясь повышать голос, если кто-то со мной не согласен.
Самый комфортный способ изменить социальный путь реакций “на автомате” – работа с психотерапевтом. Ссылка саморекламы. Реакция изучается и становится чуть слабее от направленного на нее внимания. Со временем, когда развивается привычка осознавать, что именно происходит, появляется выбор. Пойти за реакцией, или поступить по-другому. Психотерапия – это, в частности, тренировка в безопасных условиях, паузы между стимулом и эмоциональной (телесной) реакций. Так в эмоционально-сложных контекстах становится доступным третий путь.
Третий путь – рациональный. Путь учета последствий, оценки рисков и вероятностей. Внимательный и поэтому, самый медленный и энергозатратный**. Но и наиболее безошибочный, т.к. меньше всего подвержен когнитивным и эмоциональным искажениям, а также чужому влиянию. Если удалось не пойти по “биологическому” или по “социальному” пути реакции, мы принимаем решения по рациональному пути. Берем паузу. Раздумываем. Взвешиваем. И, как правило, реже жалеем потом. С другой стороны, ситуация, когда “умом то я понимаю, как лучше, но делаю все равно по-другому” – сигнал о том, что эмоциональный путь изучен не до конца и пока перебивает рациональный.
И еще, конечно, есть влияние контекста. Грубо говоря, чем более стрессовая ситуация (голод, недосып, угроза), тем выше вероятность решения по более быстрым, привычным и “экономным” путям.
Я знаю только один способ понять, каким путем пришло решение. Для этого нужно осознать самый первый пришеший в голову вариант реакции (скорее всего она пришла по первому или второму пути). И задуматься, могу ли я поступить наоборот. В этот момент у свободы воли будет больше всего шансов. Если я не могу взять паузу, чтобы задуматься – решение скорее всего нерационально. (Но не значит, что неверно). Рациональность – это умение взять паузу на посомневаться.*** Говорят, в основе любого убеждения лежит недостаток информации. Кто в чем-то уверен, тот чего-то не знает.
**см. книгу “Думай медленно… решай быстро”. Даниел Канеман
***А эффективность – способность ограничивать сомневательную паузу переходом к действию..