Удивительная особенность нашего мозга “Я прав”-эффект.
Последний месяц меня оглушает информационный шум. Домыслы, фотографии, гипотезы, мнения. Их очень много. По телевизору, в новостях, фейсбуке. Шокирующая информация распространяется так быстро, что люди делятся ей, даже не задумываясь, насколько она правдива.
А дискуссии! Вы видели спорщиков, каждый из которых абсолютно убежден, что именно он прав, а оппонент заблуждается?
Я понял, что очень давно не слышал слов “я не прав”. Или “я вас дезинформировал”. Похоже, ошибаться и признавать свои ошибки считается чем-то страшным или стыдным.
Согласитесь, это отличный способ эмоционально кого-то задеть – дать ему понять, что он не прав. Универсальная тема сейчас – политика. У каждого есть авторитетное (свое) мнение. Впрочем, вы можете взять любую другую тему, по которой у человека есть твердое мнение. Его “Я прав” тут же сработает.
Эффект противодействия описывается так: факты, которые противоречат убеждениям людей, делают их более уверенными в своей правоте. Тут об этом подробно и с примерами.
А я от фактов перейду к коммуникации.
Знаете, что люди думают о том, кто с ними не согласен, когда хотят убедить человека в своей правоте?
В этом случае они последовательно проходят 3 стадии предположений:
- Мои оппоненты чего-то не знают, им нужно просто рассказать реальные факты.
- Если оппоненты эти факты знают и все равно не соглашаются, за этим следует следующее предположение: “мои оппоненты туповаты, надо повторить выводы из фактов еще раз и лучше другими словами”. Т.н. “Ну как ты не понимаешь?!”-стадия.
- “Они понимают реальное положение вещей и специально искажают его в личных целях. Провокаторы-подлецы-негодяи”
После 3й стадии человека уже сложно в чем-то убедить.
Чтобы обойти “я прав”-рефлекс собеседника, нужно сначала заметить его у себя. Допустить, что вы можете ошибаться. Искренне постараться понять человека напротив. И тогда, шансы что вы услышите “да, ты прав” сильно возрастут. В статье “Яблоко раздора или 4 уровня истины” идет речь о том, но уже с т.з. собственного развития.